КОМУ ПРИНАДЛЕЖАЛА РОССИЯ, КОТОРУЮ МЫ ПОТЕРЯЛИ? БАКИНСКАЯ НЕФТЬ И РОТШИЛЬДЫ…


Обстоятельное знакомство владельцев парижского банкирского дома братьев Ротшильд с бакинским нефтяным районом России относится к концу 70-х годов XIX века, когда они приобрели Батумское нефтепромышленное и торговое общество (БНИТО) А.А.Бунге и С.Е.Палашковского вследствие финансовых затруднений бывших владельцев. 16 мая 1883 г. в Баку на основе БНИТО учреждается новая фирма “Каспийско-Черноморское нефтепромышленное и торговое общество” (далее “Каспийско-Черноморское общество”), уже полностью принадлежащее французскому банкирскому дому “бр. Ротшильд”. Вместе с пакетом акций они получают 19 десятин богатейших нефтеносных земель в бакинских селениях Балаханы, Сабунчи, Раманы, а также керосиновый завод в Баку. Сразу же фирма развивает активную деятельность, скупая на взаимовыгодных условиях у 135 мелких и средних предприятий керосин для отправки в глубь России и зарубежные страны. Договоры на комиссионную продажу керосина Ротшильды заключают на льготной для предприятий основе, в результате вывоз фирмой нефтепродуктов из Баку за границу возрос от 2, 4 млн. пудов в 1884 г. до 30 млн. пудов в 1889 г.

В 1907 г. Ротшильды субсидируют через «Русско-Азиатский банк» товарищество «Г.М. Лианозов и с-вья», начиная контролировать с помощью этого товарищества другие нефтяные фирмы: «Апшеронское нефтяное общество», завладев 40% его акций; «Шихово»; «Меликов»; «Русское нефтяное товарищество» и др. Своим успехом “Каспийско-Черноморское общество” обязано тем связям, которые Ротшильды (как ранее Нобели) наладили в верхних эшелонах российской власти. Главным инженером нефтепромыслового хозяйства Ротшильдов в Баку долгое время являлся Давид Ландау, отец будущего лауреата Нобелевской премии 1962 г. по физике Льва Ландау. (Л.Д. Ландау родился 22 января 1908 г. в Баку, в селении Балаханы).
Основатель “Каспийско-Черноморского общества” барон Альфонс Ротшильд (1827 – 1905 гг.), возглавлявший парижский банкирский дом с 1868 г., был сыном известнейшего в Париже банкира Джемса Ротшильда (1792 – 1868 гг.). Характерная деталь: за услуги правительству король Франции Луи-Филипп сделал Джемса Ротшильда офицером почётного легиона. После смерти отца Альфонс стал вести все парижские банковские дела. Он будет крупнейшим магнатом финансового капитала, играющим важную роль в мировой политике. Достаточно отметить, что именно А. Ротшильд организовал выплату контрибуции Франции после её поражения в 1871 г. во франко-прусской войне, тем самым сохранив у власти главу французского правительства Адольфа Тьера. Через А. Ротшильда царское правительство выпустило во Франции ряд займов. В результате он получил право на льготное владение бакинскими нефтяными предприятиями. А. Ротшильд контролировал бакинский нефтяной бизнес до последних дней своей жизни. После его смерти бакинскими делами стал заниматься младший брат — барон Эдмонд. Одной из основных фигур бакинского бизнеса являлся главный инженер парижского дома “бр. Ротшильд” Жорж Арон, который непосредственно руководил нефтяными предприятиями, вывозом и продажей нефти и нефтепродуктов. Правление фирмы «Каспийско-Черноморское общество» в Баку состояло из трёх директоров: Мориса Ефруси (зять А. Ротшильда), князя А.Г. Грузинского и Арнольда Фейгеля. Коммерции советник А. Фейгель, руководивший всей черновой, подготовительной работой фирмы, был авторитетной личностью: в течение нескольких лет на общественных началах он являлся председателем Совета съезда бакинских нефтепромышленников.
Американец Герберт Тведл первый сделал попытку реального строительства Каспийско-Черноморского трубопровода с целью самоутверждения как на Абшероне, так и на Кавказе. В 1877 – 1878 гг. он совместно с чиновником Министерства финансов К. Бодиско подготовил четыре варианта уникального проекта основания товарищества Каспийско-Черноморских нефтепроводов. Основной целью учреждаемого товарищества являлось сооружение нефтепроводов от месторождений нефти до портов Каспийского, Чёрного и Азовского морей (ЦГИА Аз. ССР, ф.92, оп.4, д.17, лл. 33 – 37). О необходимости строительства нефтепроводов от заводов к причалам для налива в морские суда писал и крупнейший учёный-химик Д.И. Менделеев, который с 1863 г. изучал экономику и состояние нефтепромыслов Баку. В 1877 г. состоялась поездка Д.И. Менделеева в США, чтобы, как разъяснял учёный, «…уяснить, где причина процветания нефтяного дела в Америке, что задерживает дело это у нас и что должно сделать для того, чтобы устранить задержку».
Заинтересовавшись бакинской нефтью и развитием нефтяного дела на Апшероне, Д.И. Менделеев (учёный четырежды побывал в Баку) не скрывал своего разочарования, узнав о резком расхождении мнений среди крупных предпринимателей относительно вопроса строительства Каспийско-Черноморского нефтепровода: «Если я ныне перестал заниматься вопросами бакинской промышленности, то это происходит главным образом потому, что отказ от Баку-Батумского нефтепровода, по моему личному мнению, направил бакинское нефтяное дело в нежелательную для успеха русской промышленности сторону».
В начале 1900 г. было заключено картельное соглашение между фирмой «бр. Нобель» и ротшильдским объединением «Мазут», которые решили согласовать свою торговую политику на внутренних рынках для установления контроля над сбытом нефтепродуктов, т.е. Э. Нобель и А. Ротшильд объединяли усилия в экспорте российского керосина на внешний рынок. Следует отметить, что «Нефтепромышленное и торговое общество «Мазут»», созданное в 1898 г., полностью контролировалось Парижским банкирским домом Ротшильдов через Маврикия Эфрусси, зятя барона Альфонса Ротшильда. В начале ХХ в. основной капитал фирмы составлял 6 млн рублей (24 тыс. именных акций по 250 рублей), правление находилось в Москве. Общество «Мазут» имело мощную региональную сбытовую сеть, собственное буксирное пароходство на Волге, большой парк вагонов-цистерн для перевозки нефтепродуктов, ремонтные мастерские в с. Дядьково Ярославской губернии и другие сервисные структуры. К концу 1906 г. нобель-ротшильдский картель обладал складами, расположенными во многих регионах Российской империи. Естественно, что основная наиболее обширная система хранения нефтепродуктов была создана в самом Баку: к 1900 г. здесь находилось около 2000 различных хранилищ общей ёмкостью 276, 5 млн. пудов.
Первым в бакинское нефтяное дело проник французский капитал (в лице А. Ротшильда), а затем английский (Дж. Вишау и др.). Если первоначальный капитал А. Ротшильда в 1883 г. составлял 1,5 млн. руб., то в 1912 – 1913 гг. он превысил 10 млн. руб. Национализация фирмы «Каспийско-Черноморское общество» и объединения «Мазут» декретом Бакинской коммуны от 2 июня 1918 г. не имела прямого отношения к Ротшильдам, так как ещё в 1912 г. они продали свои российские нефтяные предприятия англо-голландскому тресту «Ройал Датч Шелл» (основному сопернику американского синдиката “Стандарт Ойл”), получив взамен весомый пакет акций «Шелл». Ротшильды стали владельцами банковского учреждения фирмы «Шелл» в Париже, и уже с 1912 г. английские предприниматели начали лидировать в нефтяном деле Баку. Обладая достоверной информацией о надвигавшейся первой мировой войне Ротшильды переуступили своё нефтяное дело англичанам. Немаловажной причиной продажи их предприятий являлось и то, что Ротшильды в конечном счёте не смогли противостоять на внешних рынках синдикату «Стандарт Ойл», а на внутренних — фирме «бр. Нобель». Само существование картеля «Нобмазут» означало признание ведущей роли фирмы «бр. Нобель» в российском нефтяном деле: оно не исключало, а только видоизменяло формы скрытой, иногда и открытой, борьбы между Ротшильдами и Нобелями.
В июне 1902 года европейские нефтяные короли Генри Детердинг, Маркус Сэмюэль и Ротшильды решили объединить свои усилия на нефтяном рынке и подписали всеобъемлющее соглашение, в результате которого компания «Бритиш Датч» была поглощена более крупной компанией «Эйшиэтик петролеум». Тогда уже более половины добываемой в мире нефти приходилось на Россию. Ротшильды во время Русско-японской войны предоставили Японии неограниченный кредит банков, которые они контролировали, что позволило японцам вести войну гораздо дольше, чем рассчитывало русское командование. Естественно, что в этот период для России были закрыты почти все зарубежные кредиты, в том числе, конечно, и самими Ротшильдами. В 1901 г. в эволюции нефтяной промышленности наступает перелом: она вступает в полосу длительного и глубокого кризиса, из которого она так и не вышла до национализации…
Падение добычи в течение первых лет настоящего столетия связано с кризисом сбыта, наступившим как раз в момент, когда буровая деятельность достигла максимальных размеров: так, с 1897 г. по 1900 г. количество пройдённых бурением метров в Баку возросло с 85017 до 177388 м. Под влиянием столь интенсивного бурения следующий 1901 г. дал резкий рост добычи нефти, выброшенной на рынок; тогда все рынки были переполнены товаром, и спрос резко сократился. Показателем низкого уровня спроса может служить движение цен; так, сырая нефть в Баку в заводском районе в 1900 г. достигла 16 коп. за 16 кг в среднем за год, в 1901 г. средняя годовая цена падает до 8 коп. и в 1902 г. до 7 коп. за 16 кг. Под влиянием столь сильного падения цен буровая деятельность резко сократилась: в Баку число пройдённых бурением метров сократилось с 177388 м в 1900 г. до 161690 м в 1901 г. и до 76176 м в 1902 г. Падение добычи, обусловленное общим экономическим кризисом, достигло своего предела в 1902 г. С 1903 г. рыночная конъюнктура вновь улучшается, спрос возрастает, и цены, которые в январе стояли на уровне 7,3 коп. за 16 кг в заводском районе, к концу года, в декабре, поднялись до 15,9 коп. С 1903 г. буровая деятельность в Баку возрастает, и в следующем 1904 г. добыча вновь возрастает; но эта новая тенденция к подъёму резко обрывается революцией 1905 г., которая сопровождалась разгромом значительной части бакинских промыслов. Кроме того, с начала нового столетия стало сказываться в резкой форме падение производительности скважин на старых площадях. В связи со всеми этими обстоятельствами добыча нефти держится на пониженном уровне в течение всего периода, несмотря на наличность значительного спроса на жидкое топливо. Этот низкий уровень добычи нефти после 1905 г. был одним из главных факторов топливного дефицита, продолжавшегося в течение многих лет.
В течение 1913 г. по сравнению с 1912 г. в распределении мировой добычи между отдельными странами сколько-нибудь существенных изменений не произошло, в то время как по сравнению с 1906 г. отчётный год отличается главным образом размерами участия в мировой добыче нефти России и Соединённых Штатов; при этом итоги складываются далеко не в пользу России, в особенности если принять во внимание, что ещё в 1901 г. отечественная добыча нефти составляла 50,6% мировой добычи нефти, а северо-американская — всего 41,2%. Небезынтересно отметить, что уменьшение участия России в мировой добыче нефти нельзя относить за счёт печальной памяти событий 1905 г., хотя, конечно, и эти события имели своё значение. Дело в том, что в период 1901–1905 гг. добыча нефти колебалась сравнительно незначительно, всего процентов на 10 (в 1901 г. было добыто 705 м. п., в 1902 г. — 671 м. п., в 1903 г. 629 м. п. и в 1904 г. — 655 м. п.), каковые колебания, очевидно, не могли понизить отечественного участия в мировой добыче с 50,5% в 1901 г. до 43,4% в 1902 г., 38,6% в 1903 г. и 35,7% в 1904 г., но именно в эти годы добыча нефти в Соед. Штатах начала развиваться особенно усиленно (с 69 млрд. барр. в 1901 г. до 117 млрд. барр. в 1904 г.), что и отразилось на значении России в мировом нефтяном деле.

Баку в начале XX века

Реклама
Categories: История, Культура, Образование, Экономика и финансы | Оставьте комментарий

Навигация по записям

Добавить комментарий

Please log in using one of these methods to post your comment:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

Создайте бесплатный сайт или блог на WordPress.com.

%d такие блоггеры, как: