МУЗЕЙ ИСТОРИИ Т…


МУЗЕЙ ИСТОРИИ ТРАКТОРА

«Чем круче внедорожник, тем дальше бежать за трактором», — гласит известная джиперская мудрость. Мы нарушили эту традицию и приехали за трактором своим ходом. В Чебоксары, в Музей истории трактора — самый крупный на территории России музей, посвящённый истории «лучшего и надёжного помощника человека». Здесь можно увидеть плакаты, макеты, картины, книги и документы, посвящённые истории тракторостроения. Особо отметим качественные диорамы и огромную коллекцию масштабных моделей… В общем, если любите технику, обязательно посетите эту экспозицию!

Новый Соболь 4×4 и потомки мистера Фордзона - Фото 7

Более того. Ради этого музея можно даже затеять отдельное путешествие, поскольку жемчужина экспозиции — несколько десятков великолепно отреставрированных колёсных и гусеничных тракторов разных времён, среди которых и первенцы мирового тракторостроения. Например, McCormick Deering International и  Fordson-Путиловец — их современники давно отправились на металлолом, а здесь ветеранов коллективизации можно увидеть не на книжных страницах, а живьём. И не просто увидеть, а забраться на место тракториста и попытаться провернуть каменную «баранку»! Не верите? Смотрите сами: ниже мы приводим подборку наиболее интересных, по нашему мнению, экспонатов Музея истории трактора.

Фордзон-Путиловец. Настоящий символ коллективизации! Растиражированный на открытках и плакатах первенец советского тракторостроения — лицензионная копия американского Fordson F. Ровесник Октябрьской революции, в СССР Фордзон пришёл несколько позже, в 1924-м. Чтобы стать первым массовым советским трактором, эта машина обладала целым рядом соответствующих качеств — простая и в управлении, и в ремонте, недорогая, а главное — рассчитанная на серийное производство. Но фордовская конструкция создавалась для работы на скромных фермерских наделах, а не на бескрайних колхозных полях… Двигателю не хватало мощности (отчего он постоянно перегревался), агрегаты не отличались долговечностью. Интересная деталь: на первых Путиловцах стояли «баранки» из эбонита, которые трескались на солнце. Как писал журнал «За рулём»: «чтобы избавить крестьян от этой беды», производственники начали ставить «деревянные рулевые колёса из красного бука». Последние оказались намного прочнее и… значительно (в 8 раз!) дешевле пластиковых аналогов.

Новый Соболь 4×4 и потомки мистера Фордзона - Фото 8

Выпускался заводом Красный Путиловец, г. Ленинград (1924-1932 гг.), максимальная мощность — 20 л.с., топливо — керосин

СХТЗ-15/30. Преемник Фордзона, трактор СХТЗ-15/30, тоже имеет американские корни. В 1926 году для выпуска на Сталинградском тракторном заводе, который только предстояло построить, правительственная комиссия выбрала модель International 10/20 заокеанской компании McCormick Deering (в Музее истории трактора можно увидеть и этот экспонат). Но годом позже вместо версии 10/20 прототипом новой советской машины выбрали более мощную 15/30 — она лучше показала себя на испытаниях. В целом более надёжный, нежели Фордзон-Путиловец, СХТЗ-15/30 имел свои недостатки. Например, заводить двигатель приходилось «кривым стартером», что требовало определённой сноровки, и в народе аббревиатура ХТЗ (Харьковский тракторный завод — с 1931 года модель выпускалась и в Сталинграде, и в Харькове) получила неожиданную расшифровку — «хрен трактор заведёшь».

Новый Соболь 4×4 и потомки мистера Фордзона - Фото 9

Выпускался заводами СТЗ, г. Сталинград (1930-1937 гг.), ХТЗ, г. Харьков (1931-1937 гг.) и Вторым авторемонтным заводом, г. Москва (1948-1950 гг.), максимальная мощность — 30 л.с., топливо — керосин

Универсал. Путиловец и СХТЗ — так называемые «пахотные трактора», то есть предназначенные для пахоты. А вот для послепахотной обработки почвы и посевов нужна другая техника — пропашная. За основу такой машины, получившей название Универсал, снова пришлось брать «американца», McCormick Farmall (Farmall также представлен в Чебоксарах). Правда, советские инженеры создали на основе исходной модели целое семейство «пропашников». Сначала пришлось освоить производство трёх- и четырёхколёсных тракторов (они предназначены для обработки разных культур), а затем начался выпуск специальных версий для работы на хлопковых полях. Универсал получился крайне удачной моделью, выпускался Владимирским тракторным заводом (сюда производство линейки моделей У-1, У-2, У-3 и У-4 перевели из Ленинграда) аж до середины пятидесятых, и даже экспортировался за границу.

Новый Соболь 4×4 и потомки мистера Фордзона - Фото 10

Выпускался заводами Красный Путиловец, г. Ленинград (1934-1940 гг.) и ВТЗ, г. Владимир (1944-1955 гг.), максимальная мощность — 22 л.с., топливо — керосин

КДП-35. Первый советский трактор средней мощности. История «Кировского дизельного пропашного» напоминает бразильский сериал. В 1932-м на Харьковском заводе создают первые образцы будущего гусеничного трактора, а в 1936-м разработку перспективной машины передают на Кировский завод, где конструкторы строят следующую серию машин, поглядывая на штатовский Caterpillar. Дальнейшим работам помешала Вторая мировая, так что массовое производство КД-35 началось только после войны — в 1947-м, а пропашная модификация появилась и того позже, в 1950-м. Трактор-долгожитель продержался на конвейере до начала шестидесятых, а затем… был глубоко модернизирован и выпускался как Т-38 до 1973 года. Интересно, что КДП-35 хотели выпускать на Харьковском заводе — на этом настаивал лично Сталин, — но Хрущёву удалось отбиться от такого «подарка»: в Харькове уже выпускали более мощный гусеничный СХТЗ-НАТИ.

Новый Соболь 4×4 и потомки мистера Фордзона - Фото 11

Выпускался заводами ЛТЗ, г. Липецк (1947-1960 гг.), МТЗ, г. Минск (1950-1951 гг.), Брашовский тракторный завод, г. Брашов, Румыния (н.д.), максимальная мощность — 35 л.с. (с 1959 г. — 45 л.с.), топливо — дизельное

МТЗ-50 Беларусь. В Музее истории трактора можно встретить не только редких первенцев советской тракторной промышленности, но и массовые модели. К последним, безусловно, относится МТЗ-50, который разошёлся фантастическим тиражом более 1 250 000 экземпляров (включая преемника, Беларус-500, который продолжает выпускаться) и является настоящим классиком среди тракторов. Самый удачный из всех советских «колёсников» имел множество версий (включая совершенно экзотические, вроде МТЗ-50Р для работы на рисовых чеках и Т-50К для работы на крутых склонах) и продолжал выпускаться ограниченными сериями на экспорт, когда основное производство было свёрнуто. Интересно, что на полноприводном МТЗ-52 передний мост подключался автоматически — при пробуксовке задних колёс.

Новый Соболь 4×4 и потомки мистера Фордзона - Фото 12

Выпускался заводами МТЗ, г. Минск, Беларусь (с 1962 г., выпуск продолжается), ТТЗ, г. Ташкент Узбекской ССР (н.д.), КТЗ, г. Кишинёв, Молдавская ССР (н.д.), а также на нескольких других сборочных площадках, максимальная мощность — 55 л.с., топливо — дизельное

ДТ-75. Другая советская легенда — гусеничный ДТ-75. Он выпускается 50 лет подряд! В музее представлен так называемый «почтальон» — машина со смещённой вправо (из-за большого топливного бака) высокой кабиной. С последней связана занятная история: до этого тракторы комплектовалась кабиной от грузовика ГАЗ-51, но механизаторы жаловались, что для сельскохозяйственной машины она тесновата, а обзорность сильно ограничена. Так появилась панорамная «почтальонская» кабина, но… механизаторы снова оказались недовольны — высокая, пускай и более комфортная, надстройка мешала обрабатывать почву под кронами деревьев. Общий тираж, которым ДТ-75 разошёлся по республикам СССР, — без малого 2 750 000 машин.

Новый Соболь 4×4 и потомки мистера Фордзона - Фото 13

Выпускался заводом ВгТЗ, г. Волгоград (с 1963 г., выпуск продолжается), ПТЗ, г. Павлодар Казахской ССР (1968-1992 гг.), максимальная мощность — 75 л.с., топливо — дизельное

Т-4 Алтай. Не самый распространённый и не самый эффектный трактор, но мимо него пройти просто невозможно! Музейный Т-4 «разрезан» вдоль и наглядно показывает устройство тракторных «внутренностей». Что касается данной модели, она выпускалась Алтайским тракторным заводом без малого 35 лет — с 1964 по 1998 годы — и обычно встречается на просторах Сибири и Казахстана. Впрочем, встречается нечасто: из-за очень низкой скорости (всего 9 км/ч!) Алтаи используются только для весенней пахоты, а в остальное время простаивают… И вообще, Т-4 и более свежие Т-4А (модернизированная, форсированная до 130 л.с. версия «четвёрки») заслужили славу неудачных тракторов, поскольку оказались шумными, жёсткими, сложными и ненадёжными.

Новый Соболь 4×4 и потомки мистера Фордзона - Фото 14

Выпускался заводом АТЗ, г. Рубцовск Алтайского края (1964-1998 гг.), максимальная мощность — 90 л.с. (с 1970 г. — 130 л.с.), топливо — дизельное

Четра Т-330. Самый крупный экспонат экспозиции, тяжёлый промышленный трактор Чебоксарец, выставлен на открытой площадке. Возле этого первенца Чебоксарского тракторного завода стоящие неподалёку Т-100 и Т-170 (между прочим, трактора весьма крупные) кажутся малышами… Его длина — больше 10 м, высота — свыше 4 м. Для середины 70-х, когда началось производство гусеничного гиганта, эта машина считалась весьма современной: коробка — «автомат», герметичная кабина оснащена кондиционером и системой воздухоочистки, управление всеми механизмами — дистанционное (без механической связи между органами управления и исполнительными устройствами). Неудивительно, что «улучшенные и обновлённые» потомки Т-330 выпускаются и сегодня.

Новый Соболь 4×4 и потомки мистера Фордзона - Фото 15

Выпускался в г. Чебоксары (с 1975 г., выпуск продолжается), максимальная мощность — 330 л.с., топливо — дизельное

Алексей Кованов

Реклама

Добавить комментарий

Please log in using one of these methods to post your comment:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s